28 ноября в рамках III Конгресса молодых ученых прошла сессия «Исследования океана: безграничные научные глубины», в которой принял участие доцент кафедры океанологии географического факультета МГУ Федор Гиппиус.
Участники обсудили основные проблемы изучения и освоения Мирового океана, такие как роль океана в климате, биологические и минеральные ресурсы океана, экстремальные события, связанные с океаном. Ответы на эти вопросы дают представление о перспективах освоения Мирового океана как возможной среды обитания человека, а с другой – о возможности прогнозирования состояния океана и его роли в климатических изменениях.
Говоря об экстремальных событиях последних дней в Крыму и на черноморском побережье Кавказа, Федор Гиппиус подчеркнул, что они еще раз показали важность изучения возможности экстремальных явлений, их природы и возможных последствий. «Надо сопоставлять, с одной стороны, природный процесс (в частности, ветровое волнение) и те социальные аспекты, на которые он влияет. Если бы такой же шторм произошел на Камчатке или на Баренцевом море, где у нас социальная активность меньше, то такое явление скорее всего никто бы не заметил и никто бы не говорил об этом. Если мы говорим об экстремальных явлениях океана, то это поле, где возможно сотрудничество между учеными из области наук о Земле (океанологов, климатологов) и специалистов из области инженерного строительства, из области социально-экономического планирования, чтобы мы сопоставляли риски, и затраты, которые нужно заложить, чтобы эти риски подавить», – отметил ученый.
Спикеры неоднократно подчеркнули, что изучение океана – это междисциплинарная задача, где есть вопросы и для химиков, и для физиков, и для инженеров, и для математиков. Федор Гиппиус поделился, как развивается подготовка специалистов по изучению океана в Московском университете, а также заострил внимание на важности фундаментальных знаний в математике, физике, химии и т.д., которые получают студенты-географы на первых курсах: «Быстро углубляясь в свою узкую область, ребята теряют связь со смежными областями. Важно объяснить студентам и будущим океанологам, что те знания, которые закладываются на первом, втором курсе, им еще пригодятся, когда они будут переходить из той области, в которой они защитили диплом, написали диссертацию, в другое развитие. Это же относится и к практикам… Но нужно иметь и стремления к расширению кругозора, чтобы понимать, чем вы можете быть полезны своим коллегам из смежных областей».
Фотохост Конгресса молодых учёных