18 мая /
 верхняя неделя
ENG
поиск по фильтру
применить
изменить фильтр
очистить все
18 мая /
верхняя неделя
EN
Кафедры факультета

о факультете

структура

наука

образование

студентам

абитуриентам

сотрудникам

структура

Структура главная

Кафедры

Научно-исследовательские лаборатории

Административные подразделения

Реализуемые проекты

Учебно-научные базы

Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО)

Диссертационные советы

МГУ.11.01 МГУ.11.02 МГУ.11.03 МГУ.11.04
6 декабря 2021

ДТП на автодорогах могут ускорять вымирание местных популяций млекопитающих

Поделиться
ДТП на автодорогах могут ускорять вымирание местных популяций млекопитающих
Поделиться

Более 120 видов наземных млекопитающих в разных странах мира подвержены повышенному риску смертности при столкновении с автотранспортом. Если наблюдаемые в последние годы показатели дорожно-транспортных происшествий с животными сохранятся, то отдельные популяции могут исчезнуть в течение 50 лет. Об этом говорит научное исследование международного коллектива ученых, в котором приняли участие географы Московского государственного университета имени Ломоносова. Полученные результаты недавно опубликованы в престижном научном журнале Global Ecology and Biogeography.

В течение пяти лет ученые анализировали влияние ДТП с животными на популяции млекопитающих, которые находятся под угрозой исчезновения. Исследование проводилось применительно к 71 виду животных. Среди них также были виды, которым угроза исчезновения в настоящее время не грозит.

Популяционный эффект от дополнительной смертности на автодорогах оказался неодинаков для разных видов млекопитающих. Те из них, которые не могут компенсировать повышенную смертность высокой плодовитостью или иммиграцией, в большей степени подвержены риску сокращения численности или вымирания. Поэтому особенности жизненного цикла оказались важными в оценке такого риска.

— Наши результаты показали, что для популяций с низкими темпами роста, например, для гривистого волка и онциллы (тигровой кошки) в Бразилии, бурой гиены в Южной Африке и леопарда в Северной Индии ДТП на автодорогах стали серьезным фактором, влияющим на их численность и способным привести к полному исчезновению отдельных популяций в ближайшие десятилетия, если ситуация на дорогах не изменится. Мы разработали математическую модель с использованием видовых и популяционных характеристик животных, которая позволила оценить для 392 видов млекопитающих риск их гибели в результате ДТП. Особо уязвимыми оказались 124 вида (32% от исследованных), в числе которых есть два вида российской фауны – бурый медведь и амурский тигр. Основная причина дорожных конфликтов — пересечение автодорогами индивидуальных участков, суточных и сезонных путей перемещений животных, — рассказала к.г.н., старший научный сотрудник кафедры биогеографии географического факультета МГУ и соавтор исследования Елена Королёва.

В настоящее время существуют планы расширения глобальной торговли, особенно в странах с развивающимися рынками: в Латинской Америке, Азии, Африке, а также в Европе. Эти инициативы будут способствовать росту региональных и межконтинентальных транспортных потоков, в том числе за счет строительства более 25 млн км новых автомобильных дорог. Вполне вероятно, что многие из них будут проходить по территориям с высоким биологическим разнообразием, по регионам с большим числом видов, находящихся под угрозой исчезновения. Области обитания животных, для которых повышен риск исчезновения из-за ДТП, совпадают с территориями, где высока плотность дорог, в Южной Африке, Центральной и Юго-Восточной Азии и группе Андских стран.

— Мы разработали инструмент для оценки риска исчезновения млекопитающих на основе сегодняшних уровней дорожно-транспортных происшествий и современной плотности автомобильных дорог. Эти данные могут обновляться по мере получения новых оценок ДТП для разных видов в тех или иных регионах мира. Наше исследование также показывает приоритетный рейтинг уязвимости животных к ДТП, который может дать новую информацию агентствам дорожной инфраструктуры, неправительственным организациям и органам государственного управления. Эти оценки вместе с данными о плотности и распределении видов помогут определить сегменты дорог, в том числе и планируемых, где программы мониторинга дорожно-транспортных происшествий необходимы в первую очередь для оценки риска и принятия необходимых мер. Всё это позволит избежать вымирания или резкого сокращения численности животных в окружающих ландшафтах, — отметила руководитель исследования, научный сотрудник Центра экологических и морских исследований (CESAM) Лиссабонского университета Клара Грило.

Проведенное исследование в очередной раз показало, насколько важно при планировании и расширении дорожной инфраструктуры проводить консультации с экологами и специалистами по охране живой природы. Только комплексная аналитика способна свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду.

Спасибо, заявка отправлена
После обработки заявки
с вами свяжется наш куратор
ок
Спасибо, запрос отправлен
В случае проведения семинара в смешанном или онлайн-формате мы вышлем вам ссылку для подключения к трансляции
ок
Спасибо,
вы успешно зарегистрировались
Ждем вас на конференции!
ок
Упс... Что-то пошло не так
Пожалуйста, попробуйте снова
или напишите нам о проблеме
попробовать снова
написать о проблеме