8 мая /
 нижняя неделя
ENG
поиск по фильтру
применить
изменить фильтр
очистить все
8 мая /
нижняя неделя
EN
Кафедры факультета

о факультете

структура

наука

образование

студентам

абитуриентам

сотрудникам

структура

Структура главная

Кафедры

Научно-исследовательские лаборатории

Административные подразделения

Реализуемые проекты

Учебно-научные базы

Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО)

Диссертационные советы

МГУ.11.01 МГУ.11.02 МГУ.11.03 МГУ.11.04
20 марта 2023

Ученые МГУ изучили токсичность элементов в дорожной пыли Москвы

Поделиться
Поделиться

Ученые географического факультета МГУ впервые провели сравнительный анализ накопления 22 потенциально токсичных химических элементов (кадмий, свинец, мышьяк, сурьма, цинк, хром и др.) в частицах дорожной пыли в разных частях Москвы - на западе с крупными транспортными узлами и исторически более промышленном востоке. Проанализированы четыре фракции: самые тонкие частицы с диаметром менее 1 мкм, часто называемые РМ1, и способные легко выдуваться с дорожного полотна, долго находиться в воздухе во взвешенном состоянии, создавая угрозу населению, а также более крупные частицы с диаметром 1–10 мкм (РМ1–10), потенциально способные к выдуванию частицы 10–50 мкм (РМ10–50) и наиболее крупные 50–1000 мкм (РМ50–1000), практически не выдуваемые с дорог. Результаты исследования, поддержанного мегагрантом Минобрнауки России в рамках реализации национального проекта «Наука и университеты», опубликованы в журнале Environmental Science and Pollution Research.

Интерес к изучению состояния окружающей среды мегагородов постоянно растёт, так как, по данным ООН, численность проживающего в них населения за последние 70 лет выросла в 20 раз, а доля в общей структуре городского населения мира изменилась с 3% до 13%. Уже давно известно, что дорожная пыль является одним из основных источников твердых частиц в городской атмосфере, что нередко создает угрозу для здоровья людей. Однако различия во вкладах источников химических элементов в дорожной пыли в разных частях одного города, особенно в дифференцированных по крупности частицах, были практически не изучены, хотя такая неоднородность ожидаема из-за наличия территорий разного хозяйственного назначения (так называемых функциональных зон). Сотрудникам географического факультета МГУ (Дмитрий ВласовДжессика ВасильчукНаталья КошелеваНиколай Касимов) впервые удалось количественно оценить различия в химическом составе четырех фракций дорожной пыли в двух округах Москвы, отличающихся характером техногенного воздействия.

«В целом наше исследование подтверждает тенденцию, отмеченную во многих других городах: интенсивность накопления потенциально токсичных элементов возрастает при уменьшении размера частиц. Однако на западе города тонкие частицы РМ1 наиболее сильно обогащены токсичными элементами, тогда как более грубые (и менее опасные) РМ1–10 из-за воздействия промышленных предприятий и частых дорожных заторов более интенсивно загрязнены опасными элементами на востоке, особенно во дворах и на МКАД», – рассказала одна из авторов исследования Джессика Васильчук.

С помощью статистических методов (методом главных компонент с множественной линейной регрессией) впервые для города определены основные источники потенциально токсичных элементов в пыли разной крупности на дорогах и во дворах жилых домов. Это промышленные объекты (включая предприятия по переработке и сжиганию мусора), выхлопные и невыхлопные выбросы транспорта, загрязненные частицы придорожных почв, частицы горных пород и строительных материалов. Также установлено, что на востоке Москвы различия химического состава пыли между дорогами разной крупности «сглаживаются» из-за воздействия промышленности, активно обогащающей пыль такими элементами как сурьма, молибден, мышьяк, никель, висмут, кадмий, олово, в результате чего вклад этого промышленного фактора в химический состав пыли на востоке на 10–30% больше, чем на западе.

«Мы также доказали, что в Москве вклад антропогенных факторов в накопление токсичных элементов наиболее высок для тонких фракций пыли (РМ1 и РМ1–10) и уменьшается с ростом размера частиц за счет повышения вклада природных источников (например, горных пород). Полученные результаты могут быть использованы для улучшения системы уборки дорог коммунальными службами. Они показали необходимость включения дорожной пыли и ее гранулометрических фракций в систему эколого-геохимического мониторинга городской среды», – заключил один из авторов исследования Дмитрий Власов.

Спасибо, заявка отправлена
После обработки заявки
с вами свяжется наш куратор
ок
Спасибо, запрос отправлен
В случае проведения семинара в смешанном или онлайн-формате мы вышлем вам ссылку для подключения к трансляции
ок
Спасибо,
вы успешно зарегистрировались
Ждем вас на конференции!
ок
Упс... Что-то пошло не так
Пожалуйста, попробуйте снова
или напишите нам о проблеме
попробовать снова
написать о проблеме