Залет самолета с оборудованием для проведения аэрофотосъемки столь дорог, что его, как правило, заказывают или очень крупные организации или субъекты федерации.
В последнее время альтернативой аэрофотосъемке становятся спутниковые снимки высокого разрешения, к примеру, изображения, полученные со спутников QuickBird или IKONOS. Оптические космические снимки оказываются намного дешевле аэрофотоснимков. Но главным недостатком космосъемки, пожалуй, выступает высокая вероятность наличия на снимке облачности.
Все большую популярность приобретают съемки с мотопарапланов и мотодельтапланов. Но так как этими аппаратами управляют люди, на такие съемки накладываются существенные ограничения, связанные с необходимостью наличия возможности экстренной посадки: съемки с дельтапланов и парапланов не проводятся над крупными лесными массивами и водными объектами.
Все вышеперечисленное подтверждает необходимость проведения съемок с небольших беспилотных самолетов. Модели, представленные на российском рынке являют собой практически военные самолеты-разведчики. Они высокотехнологичны, просты в управлении и имеют множество преимуществ. Однако цена таких аппаратов достигает 2 млн. рублей. Учитывая, что цели, отмеченные в начале статьи, обычно преследуются научными и образовательными учреждениями, такая ценовая планка неприемлема.
Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) проекта «Небесное око» прост по конструкции и недорог (стоимость в минимальной комплектации составляет порядка 50 тыс. рублей) и способен выполнять возлагаемые на него задачи. То есть аппарат позволяет дать комплексное представление об исследуемой территории. Этот проект можно считать преемником аналогичного опыта аэрофотосъемки с авиамоделей, проведенной сотрудникам Географического факультета МГУ в 70-е годы XX века на полигоне в Сатино (Боровский район Калужской области). Снимки, полученные с его помощью, не обладают точностью спутниковых или аэрофотоснимков, не имеют географической привязки и не могут образовывать стереопары. Хотя если Ваша задача не заключается в составлении топографического плана местности, то этого и не требуется.
К настоящему моменту беспилотный летательный аппарат CE-1 Phoenix, представляющий собой основное техническое звено проекта «Небесное око», прошел серию летных испытаний на полигоне кафедры Физической географии и ландшафтоведения Географического факультета МГУ «Лесуново» в Рязанской Мещере с 10 по 12 октября 2009 года. В ходе испытаний БПЛА «Феникс» показал выдающиеся летные качества. Главным сюрпризом стала дальность полета, которая практически в пять раз превзошла расчетные показатели. Для стабильного полета «Феникс» потреблял лишь 10% мощности двигателя VENF-8044 фирмы Venom, мощностью 1.3 кВт. При таком потреблении за один залет возможно облететь до 5 кв.км.
Удивила и «живучесть» самолета. После неудачной посадки, уничтожившей практически всю обшивку левого крыла и нанесшей значительные повреждения носовой части фюзеляжа (но не повредившей, впрочем, оборудование), удалось починить самолет с помощью обычной скотч-ленты непосредственно в полевых условиях, после чего «Феникс» был успешно поднят в небо.
К сожалению, испытания выявили также существенные недостатки в работе систем телеметрии и радиосвязи, в результате чего CE-1 не смог набрать высоту, необходимую для надирной съемки. Панорамная съемка при прохождении виража, тем не менее, была осуществлена.
В ходе дальнейшей работы над аппаратом планируется повышение надежности работы электронного оборудования самолета, упрощение управления им и разработка детальной методики работы с полученными изображениями. О ходе работ Вы можете узнать в реальном времени на сайте центра INCOSS (http://incoss.org).
Автор: Роман Беккиев, выпускник кафедры Физической географии и ландшафтоведения географического факультета МГУ
На фото: Результат панорамной съемки местности с БПЛА "Феникс"