Конференция проходит 21-23 октября в Центральном доме ученых РАН при поддержке Всероссийской политической партии «Единая Россия», Государственной Думы и Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.
Реализация концепции экологического образования в интересах устойчивого развития приобретает сегодня стратегичсекое значение. Еще в 1977 году в Тбилиси ЮНЕСКО и ЮНЕП от имени ООН провели Первую Всемирную межправительственную конференцию по вопросам образования в области окружающей среды. Именно Тбилисская декларация заложида основы развития экологического образования.
В 1994 году вузы России начали осуществлять подготовку по новому направлению высшего образования «Экология и природопользование» со специальностями «Экология», «Геоэкология» и «Природопользование». Эта система сейчас охватывает более 150 университетов.
Среди результатов экологизации образования в России Н.С. Касимов 21 октября отметил: смягчение проявления экологического кризиса в стране, развитие экологической инфраструктуры, обеспечение доступности экологической информации, рост экологической культуры населения, формирование сети экологических неправительственных организаций как элемента гражданского общества.
Современность ставит новые проблемы, связанные с обострением глобальной экологической ситуации: растут угрозы стихийных бедствий, обостряются продовольственная и «водная» проблемы, происходят глобальные климатические изменения и др. Вызовы времени требуют преодоления отставания в развитии системы образования. Необходима реализация нового этапа экологизации жизни общества за счет приоритетной экологизации системы образования.
— Суть этапа состоит в радикальной модернизации системы обучения посредством экологизации всех преподаваемых дисциплин средней и высшей школы (от математики до лингвистики) при обеспечении роста общей экологической культуры граждан за счет потенциала как формального, так и неформального образования, — уверен Н.С. Касимов.
Второй новый аспект, озвученный Н.С. Касимовым, заключается в необходимости формирования новых международных стандартов экологического образования в системе стандартов серии ISO 14000 или в качестве самостоятельной системы.
Кроме того, Н.С. Касимов впервые широко предложил проведение радикальной модернизации подготовки специалистов в сфере экологической политики и управления природопользования за счет внедрения универсальных инновационных программ МЭА / MEA (магистр экологического администрирования / master of environment administration).
Решающим условием эффективной экологизации системы образования должно стать адекватное вызовам времени законодательное обеспечение. От Национальной стратегии и Плана действий в области образования для устойчивого развития важно перейти к разработке Федерального закона «Об образовании в интересах устойчивого развития».
— Основная идея закона заключается в обеспечении социально ориентированной экологизации обучения всех категорий учащихся в рамках ОУР за счет синтеза отечественных достижений и лучших инноваций мирового опыта, — считает Н.С. Касимов.
Насколько активно, а главное эффективно будет проходить экологизация образования в нашей стране, вероятно, позволят оценить итоги Всероссийской конференции по экологическому образованию. Тем временем бесспорным и актуальным остается мнение выдающегося русского ученого, основоположника почвоведения В.В. Докучаева: «Только то прочно и устойчиво, только то и жизненно и выгодно, только то и имеет будущность, что сделано в согласии с природой».