Открытая добыча полезных ископаемых является одним из наиболее значительных антропогенных факторов, влияющих на водные объекты и объемы поступления в них взвесей во всем мире. Существующие оценки подобного воздействия имеют локальный характер, и в них рассматриваются лишь отдельные участки добычи.
Ученые географического факультета МГУ впервые провели крупномасштабный анализ влияния таких объектов на реки. Каталог участков добычи, собранный на основании спутниковых снимков и фондовых геологических данных, подготовлен для обширной территории Дальнего Востока и включает бассейны Лены, Амура, Колымы и других крупных рек от устья Хатанги до устья р. Туманной на границе с КНДР. В регионе традиционно ведется добыча россыпных полезных ископаемых открытым способом — в основном золота, реже серебра, а в некоторых случаях платины и алмазов. Результаты исследования и статистические характеристики нарушенности опубликованы в журнале «International Journal of Sediment Research» (Q1).
«Общая длина нарушенных горнодобывающей деятельностью участков рек составляет более 20 000 км, это около 0,5% от общей длины рек региона. Цифра может показаться небольшой в масштабах изучаемой территории, однако для отдельных бассейнов доля нарушенных водотоков в 5-10 раз превышает средний показатель по территории. Среди крупных рек наибольшую долю затронутых водотоков (почти 6%) имеют река Жуя (приток Чары) и река Аян-Юрях (левый исток Колымы). Так как большая часть разработок расположена в верховьях рек с наиболее быстрым течением и высокими уклонами, даже такие доли нарушений могут приводить к заметному росту мутности. Это происходит за счет технологических сбросов, из-за изменения ландшафта и рисунка гидросети. Шлейфы мутности от участков добычи протягиваются далеко вниз по течению и хорошо идентифицируются по космоснимкам», – рассказал руководитель исследования, научный сотрудник кафедры гидрологии суши географического факультета МГУ Данила Школьный.
Помимо длины нарушенных участков, важным показателем является доля проходящего через них стока. Результаты исследования показали, что с увеличением площади водосборов, расположенных выше разработок, возрастает и их влияние на сток наносов ниже по течению, поскольку увеличивается интенсивность размыва отвалов, вероятность прорывов прудов-накопителей. Такое воздействие может быть импульсным, а может превратиться в постоянное. Это наносит значительный ущерб водным экосистемам, сильно страдают от этого лососевые рыбы, широко распространенные в реках Дальнего Востока. «Доля трансформированного разработками водного стока в регионе составляет 4,2% в среднем по территории, достигая 8% на Амуре и 12% на Колыме», – сообщил Данила Школьный.
Для оценки воздействия горнодобычи использовались данные наблюдений за мутностью на стационарных постах сети наблюдений Росгидромета. Анализ многолетних данных показал, что изменение мутности происходит по различным сценариям, которые зависят от количества разработок в бассейнах, от периода активной добычи на них и от современного состояния участков. Например, для бассейна Алдана, где интенсивность добычи радикально уменьшилась в последние десятилетия, наблюдается снижение мутности при общем росте водности, а для некоторых постов территории с современной активной добычей хорошо виден тренд на увеличение мутности.
На снимке: Шлейф мутности с разработок на реке Амазар при слиянии с р. Могоча