Географический факультет МГУ
   сегодня 29 апреля / суббота / неделя нижняя
Выберите кафедру  
 

CONTENTS №4 - 2009

Georgy Kazimirovich Tushinsky – prominent scientist and teacher, founder of the glaciological school of the Moscow University (to the centenary of birth)

Theory and methodology

  • Konishchev V.N. Response of permafrost to the climate warming.

Response of cryolithozone to two different-scale climate warming episodes is discussed, namely of the recent decades of 20-21 centuries and of the Late Pleistocene-Holocene. Changes of particular features of permafrost under climate warming depend on the whole complex of landscape features and characteristics of its components which are also changing as a result of climate warming. Thus, within particular landscapes the permafrost degradation trend, i.e. higher temperatures in the permafrost layer and larger thaw zones (taliks), is accompanied by aggradation changes of permafrost parameters, i.e. lower or stable temperatures in the permafrost layer, thinner annually thawed layer, increased amount of ice in the upper layers of permafrost, etc.

  • Alexandrova A.Yu. Structural-facial analysis of the world touristic space.

Territorial structure of the world tourist market based on the social division of labor is discussed. Stages of general and specific labor division in the sphere of tourism have been identified. Spatial polarization of the world tourist market is described, as well as formation of modern central-peripheral structure of the global touristic space with its Centre, Semi-Periphery and Periphery and links between them. This model facilitates the analysis of tourism within the context of world development.

Methods of geographical studies

  • Labutina I.A., Baldina E.A. Monitoring of lotus distribution within the Volga River delta.

Basing on the available experience of mapping particular areas of the Astrakhan Biosphere Reserve and the near-mouth shore of the Volga River delta an algorithm of using diachronous space images with different spatial resolutions for monitoring of Hindu lotus distribution is suggested. The plant is an indicator of the ecological state of the territory and is put on the Red List of the Russian Federation.

  • Mazein N.V. Spatial analysis of steel production.

The unprecedented steel production growth in the 2000s was characterized by the accelerated privatization, internationalization, financial recovery and spatial pattern changes in the world iron and steel industry. Under multinational private business it is maximum profit that becomes a key location principle, and the decision-making has shifted from the local level to macro-regional and global one. The iron and steel industry enjoys maximum profitability in India, Russia, Brazil and the Middle East where the majority of modern steel greenfield projects are concentrated.

Regional studies

  • Lukyanova S.A., Solovieva G.D. Abrasion of sea coasts in Russia.

The risk of sea coast abrasion has been evaluated and five categories of the risk have been identified according to the rate of coast transformation. Technique used for the compilation of the Abrasion Risk map at the scale of 1:2,500,000 is described. Summary of abrasion distribution and intensity for the sea coasts of Russia is presented.

  • Taldenkova E.E., Nikolayev S.D., Rekant P.V., Pogodina I.A., Portnov A.D. Pleistocene paleogeography of the Lomonosov Ridge (the Arctic Ocean)(basing on the study of sediment lithology and microfauna).

Ice-rafted debris (IRD) and fossil agglutinated foraminifers were studied in the sediments of the core sample ALR07-26C taken from 1359 m water depth in the southern part of the Lomonosov Ridge (the Arctic Ocean). The results were used for the tentative stratigraphic subdivision of the sequence and reconstruction of paleogeographic changes in the central part of the Arctic Ocean during the latest 200 thousand years.

  • Agafonova S.A., Frolova N.L. Influence of ice regime of the northern rivers of European Russia on the hydroecological safety under the climate change.

Specific features of ice regime of the northern rivers of European Russia which are of decisive importance for the hydroecological safety of the territory, as well as their spatial and temporal variability were studied using the up-to-date hydrometeorological data. Trends of ice regime changes within the territory under study during recent decades have been revealed. Under low water situation autumn ice and slashed ice drift takes more time, ice jams become more often and the freeze-up period less protracted. More often thaws result in decreasing ice depth and snow storage within river basins. Winter break-ups are accompanied with ice jams and flooding. High water level during further freezing-up and the large amount of slashed ice within the river channel increase the risk of catastrophic ice jams during the break-up.

Jubilees

  • Jubilee of Lidiya Ivanovna Bonifatieva 
  • Jubilee of Irina Anatolievna Avessalomova
  • To the 85th birthday of Oleg Vladimirovich Vitkovsky 
  • To the 85th birthday of Vsevolod Vsevolodovich Dobrovolsky 
  • To the 60th birthday of Vladislav Vasilyevich Sysuyev 

Chronicle

  • At the dissertation councils of the MSU Faculty of Geography in 2008 
  • Berkovich K.M., Litvin L.F. The 40th anniversary of the Makkaveev Research Laboratory of Soil Erosion and Channel Processes
  • Chernomorets S.S. International conference “Mudflows: disasters, risk, forecast, protection

New books

  • Evseev A.V. About the book “Hypergenesis and weathering crust”



Версия для печати

Полезные ресурсыФотогалереяСотрудникам

Диссертации

Информация о предстоящих защитах диссертаций на соискание ученой степени кандидата, доктора географических наукПодробнее 

Публикации

География. Страноведение. 7 класс
Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В., Сиротин В.И.
2014. Подробнее Все 

Дополнительное образование

Предлагаем программы дополнительного образования в сфере устойчивого развития, экологии, рационального природопользования, ... Подробнее

Географический факультет МГУ
   сегодня 22 октября / воскресенье / неделя верхняя
Выберите кафедру  
 

ВЕСТНИК №4 - 2009

Геогргий Казимирович Тушинский (к 100-летию со дня рождения)                                           

Теория и методология

  • Конищев В.Н. Реакция вечной мерзлоты на потепление климата 

Рассмотрена реакция криолитозоны на два разномасштабных потепления – последних нескольких десятилетий 20- начала 21 веков и в интервале последний криохрон поздний плейстоцен-голоцен. Показано, что изменение ряда характеристик вечной мерзлоты при потеплении климата определяется всей совокупностью свойств меняющегося вслед за потеплением климата ландшафта и его компонентов. Это является причиной того, что при потеплении климата на фоне деградационных тенденций (повышение температуры мерзлоты, увеличение площади таликов и др.) в определенных ландшафтных условиях наблюдаются также изменения мерзлотных характеристик аградационного типа (понижение или стабилизация температуры вечной мерзлоты, уменьшение толщины слоя сезонного оттаивания, увеличение льдистости верхних горизонтов вечномерзлой толщи. 

  • Александрова А.Ю. Мирохозяйственная модель развития туризма

В статье рассматривается территориальная структура мирового рынка туризма, в основе которого лежит общественное разделение труда. Выделены этапы общего и частного разделения труда в сфере туризма. Освещаются вопросы пространственной поляризации мирового рынка туризма. Показано формирование современной центро-периферической структуры глобального туристического пространства. Дается подробная характеристика его Центра, Полупериферии и Периферии, а также связей между ними.

Методы географических исследований

  • Лабутина И.А., Балдина Е.А. Мониторинг распространения лотоса в дельте Волги

На основе накопленного опыта картографирования участков Астраханского биосферного заповедника и приустьевого взморья дельты Волги предложена система использования разновременных космических снимков разного пространственного разрешения при организации мониторинга распространения лотоса орехоносного – растения, служащего показателем экологического состояния территории и занесенного в Красную книгу РФ.

  • Мазеин Н.В. Пространственный анализ производства стали

Беспрецедентный рост производства стали в течение 2000-х гг. характеризовался ускоренной приватизацией, интернационализацией, финансовым оздоровлением и изменением территориальной структуры мировой чёрной металлургии. В условиях транснационального частного бизнеса максимизация прибыли, а не минимизация издержек стала доминирующим принципом принятия решений о размещении новых предприятий, а уровень принятия решений сместился с локального на макрорегиональный и глобальный. Наиболее рентабельно производство стали в Индии, Бразилии, России и на Ближнем Востоке, где сосредоточена большая часть современных проектов размещения новых предприятий чёрной металлургии. и рассмотрены подходы к установлению роли эвапотранспирации в сложной системе массопереносов.

Региональные исследования

  • Лукьянова С.А., Соловьева Г.Д. Абразия морских берегов России.

Определена мера абразионной опасности морских берегов, выделены 5 категорий опасности по скорости переработки берегов. Раскрывается методика составления Карты абразионной опасности масштаба 1:2 500 000 и на ее основе дается краткая харак -теристика распространения и активности проявления абразии на морских берегах России. 

  • Талденкова Е.Е., Николаев С.Д., Рекант П.В., Погодина И.А., Портнов А.Д. Некоторые черты палеогеографии хребта Ломоносова (Северный Ледовитый океан).

Изучение материала ледового/айсбергового разноса и комплексов агглютинированных бентосных фораминифер в осадках колонки станции АЛР07-26С, полученной с глубины 1359 м в южной части хребта Ломоносова, позволило сделать попытку стратиграфического расчленения разреза колонки и реконструкции палеогеографических изменений в центральной части Северного Ледовитого океана в течение последних ~200 тысяч лет. 

  • Агафонова С.А., Фролова Н.Л. Влияние ледового режима рек севера европейской территории России на гидроэкологическую безопасность в условиях изменения климата.

На основе современной гидрометеорологической информации проведено исследование характеристик ледового режима рек севера европейской территории России, определяющих гидроэкологическую безопасность территории, их пространственной и временной изменчивости. Выявлены тенденции изменения ледового режима рек рассматриваемой территории в последние десятилетия. При более низкой водности рек наблюдается увеличение продолжительности осеннего ледохода и шугохода, отмечается увеличение повторяемости зажоров, сокращение продолжительности периода ледостава. Более частые оттепели в зимний период приводят к уменьшению толщины льда и снегозапасов в бассейнах рек. Зимние вскрытия рек сопровождаются заторами льда и наводнениями. Высокие уровни воды при дальнейшем установлении ледостава в зимний период и зашугованность русла создают благоприятные условия для образования катастрофических заторов при вскрытии.   

Юбилеи

  • Юбилей Лидии Ивановны Бонифатьевой
  • Юбилей Ирины Анатольевны Авессаломовой
  • 85-летие Олега Владимировича Витковского
  • 85-летие Всеволода Всеволодовича Добровольского
  • 60-летие Владислава Васильевича Сысуева
  •  

Хроника

  • Горбунова И.А., Книжников Ю.Ф., Москальков С.П., Савенко В.С., Шныпарков А.Л. В диссертационных советах географического факультета МГУ за 2008 г.
  • Беркович К.М., Литвин Л.Ф. 40 лет научно-исследовательской лаборатории эрозии почв и русловых процессов им. Н.И.Маккавеева.
  • Черноморец С.С. Селевые потоки: катастрофы, риск, прогноз, защита.

Новые книги

  • Евсеев А.В. О книге “Гипергенез и коры выветривания”



Версия для печати

Полезные ресурсыФотогалереяСотрудникам

Диссертации

Информация о предстоящих защитах диссертаций на соискание ученой степени кандидата, доктора географических наукПодробнее 

Публикации

Дискретная пиксельная стереомодель: графическое моделирование
Кравцова В.И.
2014. Подробнее Все 

Дополнительное образование

Предлагаем программы дополнительного образования в сфере устойчивого развития, экологии, рационального природопользования, ... Подробнее