Географический факультет МГУ
   сегодня 25 января / вторник / неделя нижняя
Выберите кафедру  
 

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: глобальный цивилизационный проект и интересы России

Уровень внимания к проблематике устойчивого развития в мире продолжает оставаться высоким на протяжении всего периода времени после исторической для судеб человеческой цивилизации Всемирной конференции по окружающей среде и развитию (ВКОСР). При этом проявляется закономерность: чем выше внимание к продвижению идей устойчивого развития в той или иной стране, тем выше её показатели социально-экономического развития. Важную роль в продвижении названных идей традиционно играет образование, ставшее в последние годы приоритетным фактором прогресса в человеческом сообществе, о чем, в частности, свидетельствует множество публикаций последних лет, репрезентативная часть которых приводится в списке литературных источников настоящей статьи. Отмеченное обстоятельство отразилось в формировании особой глобальной модели образовательной деятельности, получившей название образования для устойчивого развития (ОУР).

В отличие от концепции устойчивого развития, получившей официальное признание в России, идеи ОУР пока еще недостаточно известны даже образовательному сообществу страны, что серьёзно сдерживает воплощение в жизнь содержащегося в них позитивного потенциала. Настоящая публикация нацелена на преодоление отмеченного недостатка и призвана активнее содействовать вовлечению опыта зарубежных стран в сфере ОУР в образовательные практики нашей страны.

Статус ОУР в современном мире
В настоящее время практически повсеместно в мире признано, что в достижении устойчивого развития ведущую роль предстоит сыграть образованию, прямо называемому во многих документах ООН «решающим фактором перемен». Широкое признание образования и тесно связанных с ним воспитания и просвещения в качестве решающего фактора перехода к устойчивому развитию обусловили появление на рубеже столетий феномена образования для устойчивого развития. Новый цивилизационный феномен стал естественным развитием концепции устойчивого развития, предложенной в 1987 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию под руководством Г.Х. Брундтланд и принятой в 1992 г. на ВКОСР в Рио-де-Жанейро в качестве глобальной стратегии развития.

Абсолютное большинство стран мира заинтересованно восприняло идеи новой образовательной парадигмы и активно участвует в настоящее время в объявленном ООН Десятилетии образования для устойчивого развития (ДОУР, 2005-2014 гг.). Это участие проявляется в различных формах и отражает специфику отдельных стран, исторические особенности развития систем образования, приоритеты национальной политики и другие факторы. Однако общим для большинства из них стало формирование стратегического планирования в форме инфраструктуры ОУР, важную роль в которой решения на общенациональном уровне. Подобные документы уже приняты во многих странах мира и стали важным организующим фактором внедрения инновационных образовательных технологий, соответствующих вызовам нашего времени.

Национальная система образования России была в числе первых в мире, откликнувшихся на инициативы ООН по продвижению ОУР в практику преподавания, обучения, просвещения и воспитания. Первые российские проекты в этой сфере начали осуществляться еще в конце ХХ столетия. Их инициаторами стали Министерство образования и науки РФ, ведущие университеты страны и другие учебно-научные центры и структуры неправительственного сектора. Наряду с названным министерством в качестве спонсоров такого рода проектов выступили также другие государственные и частные структуры России и ряда зарубежных стран. В развитии теории и практики ОУР российские специалисты были в постоянном творческом взаимодействии с партнерами из стран-лидеров в становлении и продвижении ОУР в мире (Великобритания, Швеция, Дания, Финляндия, Германия, Нидерланды, Италия, США и др.).

В результате усилий образовательного сообщества страны были сформированы научные основы ОУР, получившие широкое признание и одобрение как в России, так и за рубежом. Наша страна стала признанным лидером в сфере ОУР на постсоветском пространстве и приобрела высокий авторитет в этой области в странах дальнего зарубежья. Российские образовательные инновации активно востребованы в Белоруссии, Украине, Молдавии, Армении, Казахстане, Киргизии и в других странах СНГ, с представителями которых налажены постоянные и устойчивые взаимовыгодные контакты.

Россия активно участвует в продвижении ОУР на мировых аренах. Представители нашей страны активно участвовали во всех основных международных акциях, связанных с проведением ДОУР, в частности, в Вильнюсе (Литва, 2005), Белграде (Сербия, 2007), Бордо (Франция, 2008), а также в Международной конференции по образованию для устойчивого развития, организованной ЮНЕСКО и правительством ФРГ в рамках ДОУР в Бонне c 30 марта по 4 апреля 2009 г.

Успехи России в формировании научных основ ОУР и в их продвижении в практику образования на всех уровнях основаны на вовлечении в новую образовательную концепцию многочисленных и широко признанных отечественных научных и педагогических достижений прошлого, содержательно близких идеям УР и ОУР. Особенно это относится к успешному опыту становления экологического образования в России, внедрение которого стало своего рода образовательной экологической революцией в стране, начавшейся со времени проведения всемирной конференции по экологическому образованию в Тбилиси в 1977 году. Экологическая составляющая стала основным элементом и стартовой позицией в развитии ОУР во всем мире. Именно это обстоятельство стало для России стартовым преимуществом в развитии ОУР в сравнении с другими странами мира, которое и может быть использовано в интересах совершенствования образования и просвещения на благо развития нашей страны.

Краткий экскурс в историю ОУР
История создания и развития системы образования в интересах устойчивого развития в нашей стране, как и в регионе Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК) ООН фактически насчитывает уже более трех десятилетий. Началом «большого пути» можно считать проведенную по инициативе СССР международную конференцию 1977-го года в Тбилиси, посвященную проблемам экологического образования и его развитию в Европе.
Эта конференция имела большой позитивный резонанс в мире и способствовала росту авторитета нашей страны в сфере образовательных инноваций. Принятая в Тбилиси декларация заложила основы совместных действий стран мира, направленных на развитие экологического образования и просвещения, ставшего вследствие решений Всемирного саммита в Рио-де-Жанейро в 1992 г. основой и «локомотивом» ОУР. В дальнейшем, в 2002 г. в Йоханнесбурге ОУР получило поддержку на уровне глав государств всех стран мира, а в декабре того же года было решено объявить Десятилетие ООН по ОУР.

В Европе и странах бывшего СССР параллельно уже были созданы основы для успешного продвижения ОУР как на практическом, так и на политическом уровне. В 2003 г. в Киеве на 5-ой конференции «Окружающая среда для Европы» министры экологии 55 стран региона ЕЭК ООН заявили о необходимости разработки и реализации совместной стратегии в области ОУР. Этот документ был принят с российским участием в 2005 г. в Вильнюсе.

Основными задачами Стратегии ЕЭК ООН для ОУР стали:
• обеспечение политического, нормативно-правового и организационного содействия ОУР;
• пропаганда устойчивого развития через все виды обучения и просвещения;
• приобретение работниками сферы образования необходимых знаний и навыков для ОУР;
• обеспечение наличия учебных средств и пособий по ОУР;
• содействие научным исследованиям по ОУР;
• укрепление сотрудничества в области ОУР на всех уровнях в пределах региона ЕЭК ООН.

На первом этапе (2005 – 2007 гг.) страны региона провели оценку ситуации, выявили первоначальные меры, сформулировали приоритеты для дальнейших действий. В 2007 г., на 6-ой конференции министров «Окружающая среда для Европы» в Белграде были подведены итоги первого этапа осуществления Стратегии ЕЭК ООН для ОУР – уникальной региональной программы действий, направленной на всестороннее развитие, внедрение и поддержку как формального ОУР, так и просвещения в сфере устойчивого развития. Обзор осуществления Стратегии ОУР в Белграде проходил в формате отдельного сегмента высокого уровня с участием министров окружающей среды и министров образования 55 стран региона ЕЭК ООН. Следует отметить, что по уровню представительства стран и проявленному министрами, представителями международных и неправительственных организаций интересу, сегмент ОУР был наиболее привлекательным среди всех тематических заседаний Белграда-2007. Представители государств, учреждений образования и неправительственных организаций (НПО) высоко оценили итоги первого этапа, на котором страны региона определили координационные центры, разработали и приняли планы действий в области ОУР, провели первоначальную оценку состояния и готовности базы ОУР на методическом, организационном, юридическом уровне и взяли на себя обязательства по его дальнейшему развитию.

На следующих этапах действия государств должны принести уже реальные результаты, которые предстоит оценить с помощью разработанных и приятых индикаторов ОУР для Стратегии ЕЭК ООН. II-й этап продлится до 2010 года. Он предусматривает включение УР в учебные программы и курсы, обзор хода осуществления национальных стратегий (и их пересмотр). Оценку прогресса предстоит сделать в 2011 г. на следующей конференции министров окружающей среды в Алмаате. Ожидается, что III-й этап внедрения Стратегии (до 2015 года), завершение которого совпадет с окончанием Десятилетия ОУР ООН, принесет уже очевидный и измеримый прогресс во внедрении ОУР в регионе.

В апреле 2008 г. Управляющим комитетом ЕЭК ООН по ОУР был принят «План работы по осуществлению Стратегии ЕЭК ООН для ОУР на 2008-2010 гг.». Этот программный документ включает перечень мер по продвижению ОУР в регионе. В списке приоритетных направлений работы названы:
• Координация действий на международном и национальном/государственном уровнях;
• Рабочие совещания и учебные курсы;
• Надлежащая практика;
• Тематические исследования;
• Использование электронных средств;
• Повышение уровня осведомленности;
• Сохранение и использование традиционного опыта и знаний.

В субрегионе ВЕКЦА (Восточная Европа, Кавказ и Центральная Азия) важнейшие задачи и проблемы ОУР были отмечены в декларации, принятой на Совещании по ЕЭК ООН в Москве в МГУ им. М.В. Ломоносова осенью 2006 г. Среди приоритетных задач – регулярный обмен опытом, организация ежегодных встреч НКЦ ВЕКЦА, интеграция ОУР в высшем и среднем образовании. В 2008 г. Добровольные отчеты об осуществлении Стратегии представили 9 из 12 стран региона. Большинство разработало национальные программные документы, а Россия еще и национальную стратегию ОУР. Хотя, на практике, эти документы не всегда реализуются и учитываются при стратегическом планировании развития и бюджетирования образования.


Боннская конференция и современный этап развития ОУР в мире
Всемирная конференция ЮНЕСКО по образованию для устойчивого развития, состоявшаяся в 2009 г. в Бонне стала центральным событием объявленного ООН Десятилетия образования для устойчивого развития и важнейшей политической акцией мирового сообщества новейшего времени по формированию глобальной политики в сфере образования. Названная конференция выполнила функции связующего звена в цепи всех предшествующих и последующих действий на мировой арене по формированию образования как важнейшего социального института современной цивилизации, в наиболее полной мере соответствующего вызовам времени.

Итоги работы конференции представлены в её главном политическом документе – Боннской декларации. Её текст на английском и французском языках доступен на официальном сайте конференции www.esd-world-conference-2009.org. В переводе на русский с документом можно ознакомиться на сайте географического факультета МГУ по адресу www.geogr.msu.ru\hesd.

В Боннской декларации содержится принципиально важное утверждение, что ОУР – это новое направление образования для всех (п. 6). В ней зафиксирован существенный прогресс в продвижении ОУР в странах мира (пп. 11 – 13). За ОУР закрепляется важнейшая миссия – оно должно обеспечить ценности, знания, навыки и компетентности для устойчивого существования людей (п. 4).

Принятый в Бонне документ не переоценивает достижений пяти лет ДОУР, равно как и не концентрирует внимание на существующих проблемах. Основное внимание в нем уделено призыву к действию, изложенному в форме своего рода повестки дня по совершенствованию ОУР во второй половине ДОУР. В документе названы два основных уровня соответствующих действий: 1/ уровень выработки политики в государствах – членах ООН и ЮНЕСКО, и 2/ уровень практических действий. Ознакомление с содержанием этой повестки дня позволяет увидеть стоящее за ней стремление мобилизовать все имеющиеся в странах и в мировом сообществе ресурсы на укрепление позиций ОУР как скрепляющий все современное человечество цивилизационный институт.

Симптоматично, что Боннская декларация активно включает в механизм продвижения ОУР потенциал всех наиболее популярных и эффективных международных договоров и конвенций. В том числе – конвенций о биоразнообразии, изменениях климата, всемирном культурном и природном наследии, всемирном нематериальном культурном наследии и др. Теперь эти и целый ряд других подобных инструментов глобальной политики будут работать на ОУР, усиливая – в качестве обратной связи – соответствующие предметные сферы.

Итоговый документ Боннской конференции – это декларация, т.е. соглашение с минимальным уровнем обязательности для принявших его сторон. Однако его политический потенциал достаточно высок, чтобы обеспечить достижение сформулированных в нем задач. Важно подчеркнуть, что в этом заинтересованы практически все страны мира. Боннская декларация, как и идеология ОУР не разделяет страны по каким-либо признакам, а наоборот – интегрирует усилия всех во всеобщих интересах.

Результаты конференции в Бонне не ограничиваются принятием на ней декларации. Сам факт достаточно длительной и системной подготовки к ней, проведенный в ходе этой подготовки анализ состояния образования и его социального контекста, а также широкое осмысление будущего образовательной политики как инструмента развития позволяют в качестве результатов Боннской конференции также назвать рост авторитета ОУР во всем мире и всех его странах; придание глобальному проекту ОУР необратимого характера; достижение большего единства в понимании идеологии и содержания ОУР; обеспечение налаживания широкого партнерства в деле ОУР.

Прошедшая в Бонне важная встреча профессионалов и политиков стала первой всемирной конференцией по ОУР. Она еще раз подтвердила статус образования как решающего фактора перемен в мировом сообществе, перемен к большей его устойчивости, перемен к лучшему. Принятая на ней Боннская декларация стала важнейшим документом мировой политики в сфере образования на предстоящую перспективу, вплоть до завершения ДОУР.

Конференция отметила единство взглядов различных регионов и стран мира на роль и значение ОУР как важнейший глобальный цивилизационный проект, интегрирующий в себе все иные начинания и инициативы сферы образования на всех территориальных уровнях. Состоявшаяся конференция имеет важное значение и для России, стимулируя её к более эффективному реформированию национальной модели образования с учетом положительно себя зарекомендовавших мировых инноваций и достижений. От России в современном мире ожидается подтверждение роли лидера и функций локомотива в продвижении ОУР на постсоветском пространстве. От неё также ждут новых идей и амбициозных предложений мировому сообществу, соответствующих статусу великой державы и основывающихся на уникальном опыте выдающихся достижений в сфере образования в ХХ столетии.

ОУР и образовательная политика в России
Россия, как и все государства бывшего СССР, традиционно могла гордиться высоким научным, методическим и организационным уровнем образования, богатыми традициями своих научных и педагогических школ, высоким качеством подготовки кадров. Все это характерно и для экологического образования в этих странах. ОУР в регионе развивается, в большинстве случаев, как следующая ступень, базирующаяся на опыте экологического образования (ЭО), включающая в себя также экономическую и социальную компоненты. При этом опыт и традиции системы образования закладывают прочный фундамент для строительства системы ОУР. Способствует успеху и принятый в наших странах централизованный подход, наличие государственных стандартов, сформировавшаяся система базовых учебных планов и единых программ.

Своего рода стартовой площадкой развития ОУР, как это широко признано в мире, стали достижения экологического образования и экологизации образования в целом. Россия была и остается в числе мировых лидеров в этой сфере, о чем свидетельствуют многие известные специалистам факты. Так, за период с 1995 года по настоящее время число российских вузах, в которых были открыты специальности экологического профиля, увеличилось с 2 до 120. Поэтому закономерно, что в процессы продвижения ОУР в России, так или иначе, вовлечены практически все вузы, связанные с географическим, биологическим и экологическим образованием.

В качестве важнейших социально-экономических последствий экологизации образования на общенациональном уровне в России могут быть названы следующие несомненные результаты:
• Смягчение проявления экологического кризиса в стране;
• Развитие экологической инфраструктуры;
• Обеспечение доступности экологической информации;
• Рост экологической культуры населения;
• Формирование сети экологических неправительственных организаций как элемента гражданского общества.

Однако нельзя не признать, что названные результаты не обеспечили и не могли обеспечить решительного перелома в тенденциях динамики экологической ситуации в стране как и в мире в целом. В числе прочего, этому способствовало появление ряда новых глобальных проблем, имеющих существенную национальную составляющую, актуальную и для России. В их числе: глобальные климатические изменения; возрастание угрозы стихийных бедствий обострение проблемы доступа к качественной воде; проблема качества продовольствия; коллапс системы обращения с отходами и др. Анализируя причины обострения глобальной экологической ситуации нельзя не отметить и фактор несоответствия (отставания в развитии) системы образования (формального и неформального) вызовам времени.

В последние годы исследователи сферы просвещения и воспитания неоднократно отмечали, что основные идеи ОУР присущи традиционному отечественному образованию, формировавшемуся в досоветский и советский периоды. Известно также, что широко признанные достижения нашей системы образования во многом обусловлены её неразрывной связью с академической наукой.

Идеи придания общественному развитию таких качеств как надежность, прочность и устойчивость сопровождали развитие отечественной науки на протяжении как минимум последних двух столетий. Одним из наиболее ярких свидетельств этому стало высказывание В.В. Докучаева: «Только то прочно и устойчиво, только то и жизненно и выгодно, только то и имеет будущность, что сделано в согласии с природой». В этой мысли, принципиальной для всего творчества выдающегося русского ученого, четко просматривается прообраз будущей концепции устойчивого развития.

Наследие отечественной науки содержит немало и других идей, близких концепции устойчивого развития. Мы встречаем их в системном виде, как, например, в книге Д.Л. Арманда «Нам и внукам» или в форме отдельных концептуальных положений. Симптоматично, что ученые нередко использовали и потенциал художественного изложения и представления научных идей. В качестве примера укажем на стихотворение замечательного советского ученого и писателя Ю.К. Ефремова:

Он должен быть у каждого свой дом.
Простор родных аулов и урочищ.
Познай его любовью и трудом –
Ты мир, как сад, украсишь и упрочишь.

В конце этой строфы звучит слово, отражающее императив устойчивости, в важности которого, как следует из приведенных строк, в то время не сомневался ни их автор, ни его современники. Весьма показательно, что в том же стихотворении Ю.К. Ефремова встречается еще ряд идей, которые впоследствии стали частью идеологии ОУР. Об этом, в частности, свидетельствует его последняя строфа:

Глубь недр пойму и сроки углублю,
И с гордостью скажу родному краю:
Люблю и знаю. Знаю и люблю.
И тем полней люблю, чем глубже знаю.

В приведенных выше словах ученого и поэта фактически сформулирована одна из базовых идей наследия отечественного классического образования – идея органического единства знания и познания и их места в системе человеческих ценностей. Симптоматично, что идеи интеграции инноваций с традиционными ценностями образования и культуры в целом находятся в центре внимания идеологов ОУР во всем мире. Об этом, в частности, свидетельствует и заявленная тематика Боннской конференции по ОУР. Возможно, именно этим и привлекает идеология ОУР – нацеленностью на органичное сочетание адаптируемого нового с исторически выверенным традиционным.

Становление ОУР в России началось в конце 1990-х годов с инициативных исследований феномена этого глобального инновационного образовательного проекта. Центрами такого рода исследований стали ведущие вузы страны, институты РАН и Российской академии образования и некоторые неправительственные организации. Исследования в области теории и практики ОУР поддерживались, главным образом, Министерством образования и науки РФ, а также научными государственными и частными фондами, включая зарубежные (Великобритания, США, Швеция и др.).

Результаты подобного рода исследований стали с 2000-го года предметом рассмотрения научных и научно-практических конференций и семинаров. С этого же времени они активно представляются в научной литературе, популярных изданиях и электронных СМИ. Результаты отечественных научных разработок все чаще представляются в публикациях за рубежом, что характеризует как их уровень, так и интерес к ним со стороны зарубежного научного и образовательного сообщества.

В числе научных и прикладных тем исследований становления ОУР в работах российских специалистов чаще всего представлены:
• осмысление зарубежного опыта становления ОУР и близких образовательных парадигм;
• исследование основных путей экологизации, гуманизации и социализации образования – формального и неформального, от дошкольного до послевузовского;
• разработка инновационных моделей ОУР в форме учебных программ, образовательных дисциплин, учебно-методических разработок и т.п.;
• адаптация потенциала ОУР к вызовам времени и образовательной специфике.

Феноменальный рост исследований в этой сфере и их востребованность в реальных образовательных практиках свидетельствует о их актуальности и социальной значимости.
Развитие научных исследований проблематики ОУР в России позволили перейти к экспериментам по практическому воплощению идей этой образовательной парадигмы в просвещении и воспитании. Это относится, прежде всего, к средней школе и, в ещё большей степени – к вузам страны. К настоящему времени в ряде университетов (МГУ, СПГУ, РАГС при президенте РФ, РХТУ им. Д.И. Менделеева, МНЭПУ и др.) страны налажено преподавание научных основ устойчивого развития. Более того, в ведущих университетах России, как и в ряде передовых западных университетах, разработаны и реализуются магистерские учебные программы по различным аспектам устойчивого развития. Имеющиеся данные о подобного рода экспериментах, как правило, свидетельствуют о их перспективности.

Важнейшим условием успешного становления ОУР в России в последнем десятилетии стала широкая поддержка этой образовательной инновации как со стороны образовательного и научного сообщества, так и со стороны государства, политических кругов и структур гражданского общества. Практически все обсуждения проблематики ОУР в стране приводили к политическим декларациям в его поддержку.

Так, в частности, в резолюции всероссийской научно-практической конференции «Образование для устойчивого развития в высшей школе России: научные основы и стратегия развития», прошедшей в МГУ в октябре 2008 г. при участии Министерства образования и науки РФ и Общественной палаты РФ отмечалось: «Решающим фактором широкой поддержки доктрины образования для устойчивого развития в России, как ранее и самой концепции устойчивого развития, стало ее соответствие нашим национальным интересам в сфере образования. Идеология образования для устойчивого развития полностью созвучна основным положениям приоритетного национального проекта «Образование», успешно осуществляемого в настоящее время в России. Принятие на вооружение принципов этого глобального инновационного проекта означает расширение реальных возможностей сферы образования в нашей стране за счет интеграции лучших отечественных достижений с прогрессивными инновациями зарубежных стран».

Вопросы становления устойчивого развития и продвижения ОУР неоднократно рассматривались в Федеральном собрании РФ, Общественной палате РФ и в рамках специальных проектов политических и общественных организаций страны. Так, 25 мая 2006 года состоялись парламентские слушания «Об участии Российской Федерации в реализации Стратегии Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития». Приняв конкретные рекомендации в адрес различных ветвей власти страны, участники слушаний определенно высказались в поддержку Стратегии ЕЭК ООН и за активную политику формирования отечественной системы образования для устойчивого развития. Большую работу по продвижению передовых образовательных инноваций в практику на общенациональном уровне проводит Общественная палата Российской Федерации, а также целый ряд других общественных организаций страны.

Проблемы и перспективы ОУР в России
Важнейшей предпосылкой развертывания в стране ОУР в соответствующих вызовам времени масштабах является накопленный опыт экологического образования (ЭО). Другой важной предпосылкой следует считать возможность использования сохраняющих свою актуальность достижений отечественной педагогики, в том числе – в сфере вузовского и школьного образования. В то же время эти предпосылки используются далеко не в полном объёме.

Можно было бы ожидать, что на прочном и устойчивом фундаменте ЭО России будет активно развиваться комплексная система ОУР, для которой имеются как методические, так и организационно-политические предпосылки. Тем не менее, зачастую, будучи движущей силой, ЭО просто подменяет собой ОУР. Не происходит ничего, на первый взгляд необычного, но экологические и природоохранные курсы ОУР недостаточны, требуется комплексный подход, полноценная интеграция с экономическими и социальными дисциплинами, внедрение принципов устойчивого развития в управление, организацию учебного процесса и другие сферы жизни учебного заведения, развитие партнерств с различными секторами общества, просвещение населения, использование и наращивание потенциала СМИ. Все это остается за кадром, на практике просто происходит «подмена» понятий: ЭО меняется контекстно на ОУР, при полном сохранении содержания. Одна из задач следующего этапа реализации Стратегии ЕЭК ООН для ОУР – обеспечение полноценного развития ОУР не вместо, а вместе с ЭО.

Среди прочих проблем ОУР следует отметить медленную интеграцию УР в отраслевые и общие курсы, слабое взаимодействие средней и высшей школы, недостаток мотивации педагогов, преподавателей ВУЗов, госслужащих и органов управления образованием. Сказывается отсутствие реальной практики управления и реализации политики ОУР в учебных заведениях. Сохраняется дефицит финансов и кадров для ОУР. Все это происходит на фоне общего низкого приоритета вопросов устойчивого развития в обществе.

В стране ощущается недостаток методических материалов, отсутствует практика «оперативного доступа» к данным на национальных языках через Интернет, все больше превалируют западные переводные издания, далеко не всегда адаптированные к местным культурным, историческим, экономическим условиям, не прошедшие контроль качества в соответствии с национальными стандартами. По-прежнему недостаточна подготовка и переподготовка кадров, особенно для средней школы.

В нашей стране немало примеров достижений в сфере ОУР и образования в целом. Однако, вполне закономерно, что всех, связанных со становлением ОУР больше волнуют проблемы, сдерживающие его развитие в России. Чаще всего в их числе называют:
• слабая поддержка ОУР как новой образовательной парадигмы со стороны властей, особенно региональных и местных;
• относительно невысокий социальный статус идей устойчивого развития вследствие определенной его дискредитация в глазах общественности;
• общая деградация системы образования и культуры в постсоветский период.

Общее изменение международного политического климата, обострение противостояния между отдельными странами и группами стран, борьба за геополитическое превосходство и стремление к новому переделу мира не могли не сказаться и на процессе сотрудничества, а главное – на практике ОУР. В последние годы все более очевидной становится своеобразная «эксплуатация» понятия ОУР за счет усиления внимание к «модным темам». К ним можно отнести целый список вопросов, которые активно обсуждаются на глобальном уровне в рамках международных процессов сотрудничества в области окружающей среды и развития, а также глобальных экологический конвенций. В последнее время все чаще появляются такие курсы или разработки, как «ОУР и изменение климата», «ОУР для устойчивого производства и потребления», «ОУР и концепция экологической безопасности» и т.п. Все это – попытки использования актуальных тем или ассоциативных пар для привлечения внимания к традиционным вопросам. Причин тому много. Среди них как чисто маркетинговые приемы, так и попытки получить финансовую поддержку для продолжения традиционных тем, тогда как интерес доноров переключился с чисто экологических вопросов на более комплексные, нацеленные на межсекторальные партнерства и переход к устойчивому развитию, решение гендерных проблем, привлечение к сотрудничеству молодежи, поддержка ОУР вместо ЭО и других секторальных направлений.

Наличие политической платформы, стратегических документов, регулярные обзоры прогресса и обмен опытом – важные вехи на пути к успеху. Но для того, чтобы ОУР в регионе и, в частности, в России из красивой теории и успешных инновационных проектов превратилось в реальность, многое еще следует сделать. Среди первоочередных задач следует отметить:
• Активное вовлечение в процесс Министерства образования и науки – создание экспертных групп, межотраслевое взаимодействие, общественные консультативные советы, и т.д.;
• Привлечение бюджетных, внебюджетных, донорских финансовых ресурсов, облегчение благоприятного налогового режима для поддерживающих ОУР структур;
• Реальное внедрение и использование принципов УР в управление образованием и учебными заведениями;
• Концептуальное разделение ОУР и ЭО.

В формальном образовании необходима разработка новых и/или включение ОУР в существующие стандарты, реальная интеграция ОУР в отраслевые курсы, подготовка и переподготовка кадров для ОУР. Весьма полезным был бы национальный методический журнал в области ОУР, который бы позволил обобщать и распространять лучший опыт для педагогов и преподавателей вузов, а также исследователей, политиков и практиков ОУР, способствовал бы расширению общенационального диалога и сотрудничества в этой области. Необходима разработка, издание и переиздание учебных материалов для ОУР на русском языке и на основе отечественных материалов, а также профессиональная и системная каталогизация ресурсов в Рунете.

В России роль высшей школы в ОУР остается ведущей. И поэтому важно, чтобы основы УР были предусмотрены и включены в подготовку всех специалистов. Переподготовка лиц, принимающих решения, и преподавателей для ОУР должна проводиться систематически во всех частях страны. Важной задачей остается предоставление методической и практической помощи вузов общеобразовательной школе в ОУР. И конечно параллельно с развитием теории и методов обучения потребуется особое внимание внедрению «устойчивого образа жизни» на практике, в управлении вузами, организации энергоснабжения, материалооборота, обеспечении энергосбережения, планировании транспортировок и закупок и т.д. Невозможно добиться успеха без практического применения принципов УР в управлении, планировании, повседневной жизни.

Многое предстоит сделать и в неформальном образовании и просвещении. Успех внедрения ОУР невозможен без продвижения принципов устойчивого производства и потребления, а это требует всесторонней поддержки со стороны СМИ, использования возможностей социальной рекламы для широкого объяснения и популяризации идей УР. Для создания партнерств требуется мобилизация ресурсов и поддержки всех секторов общества.

Изложенные выше положения вкупе со взятой руководством страны курсом на модернизацию, немыслимую в современных условиях без акцента на её экологические аспекты, убеждают в неизбежности нового этапа экологизации образования. Суть его будет состоять в радикальной модернизации системы обучения посредством экологизации всех преподаваемых дисциплин средней и высшей школы (от математики до лингвистики) при обеспечении роста общей экологической культуры граждан за счет потенциала как формального, так и неформального образования. Остро актуальным, по нашему мнению, становится формирование новых международных стандартов ЭО / ОУР. При этом возможны варианты: в системе стандартов серии ISO / РИСО 14000, или в виде самостоятельной системы стандартов подобной стандартам серии ISO / РИСО 14000. В радикальной модернизации нуждается и система подготовки специалистов в сфере экологической политики и управления природопользованием за счет универсальных инновационных программ МЭА (магистр экологического администрирования) – наподобие программ наиболее успешных образовательных проектов XX столетия – МБА (магистр экологического администрирования).


Заключение
Исторический для судеб мира Саммит в Рио-де-Жанейро 1992 года посредством Повестки дня на 21 век выявил широкий ряд стратегий достижения устойчивости, среди которых одну из ключевых ролей надлежало сыграть образованию. При этом ожидалось, что национальные правительства рассмотрят в своих странах ситуацию с экологическим образованием и усилят его поддержку на всех уровнях. В дальнейшем на Йоханнесбургском саммите по УР была зафиксирована оценка образования как ключевого фактора перемен.

В развитие этих обнадеживающих оценок в мире ведется широкая работа по формированию системы ОУР. В развитых странах ее результатом стало впечатляющее развитие его институциональных основ и обеспечение государственной поддержки. Этот опыт представляет интерес и для России. Очевидно при этом, что творчески заимствуя иностранный опыт, необходимо в полной мере использовать отечественный потенциал достижений в соответствующих сферах.

Принятие человечеством глобального проекта по ОУР – это уникальная возможность возвысить статус образования как цивилизационного института. Кроме того, это реальный шанс демонстрации потенциала науки современному обществу и широкого внедрения в него экологической культуры как необходимого элемента системы знаний и навыков обеспечивающих подлинную устойчивость и благополучие социума.

Продолжающееся в нашей стране обсуждение проблем становления ОУР проходит в период осознания неприятного и все еще довольно непривычного для граждан России факта распространения в ней проявлений мирового экономического кризиса, добавившего нам немало новых проблем. Однако это обстоятельство никак не снижает актуальности вопросов совершенствования образования. Более того, может быть, как никогда ранее, своевременными и предельно точными воспринимаются слова великого ученого и гуманиста академика В.И. Вернадского: «Спасение России заключается в расширении образования и знаний». Нам же, его потомкам, все более очевидным становится, что тот же рецепт спасителен и для всего мира. Нет ничего в современном обществе более надежного для преодоления кризисов и обеспечения устойчивости, чем «расширение образования и знаний». И это справедливо не только по отношению к экономическим кризисам, но и к куда более проблемным для человечества – экологическим и социальным.


Литература:
1. Касимов Н.С, Мазуров Ю.Л., Тикунов В.С. Феномен концепции устойчивого развития и его восприятие в России // Вестник РАН. 2004. №1. С. 28-36.
2. Россия на пути к образованию для устойчивого развития. Под ред. Н.С. Касимова и С.М. Малхазовой. – М.: Геос, 2006. – 206 с.
3. Касимов Н.С., Глазовский Н.Ф., Мазуров Ю.Л., Тикунов В.С. География и образование для устойчивого развития // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2005. №1. С. 38-49.
4. Касимов Н.С, Мазуров Ю.Л. Концепция устойчивого развития и её производные: студенческий дискурс - М. – Смоленск: Универсум, 2007.
5. Касимов Н.С, Мазуров Ю.Л. Форум мирового интеллекта. // Вестник ЮНЕСКО. 2010, №11. С. 34-41.
6. Мазуров Ю.Л.Образование для устойчивого развития: содержание и макроструктура // Вестник Московского университета. Сер. 5. География. 2003, №4. С. 3-9.
7. Наше общее будущее. Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989.
8. Образование для устойчивого развития в высшей школе России: научные основы и стратегия развития. Под ред. акад. Н.С. Касимова. – М.: Географический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008.
9. Образование для устойчивого развития: опыт Восточной Европы, России и Центральной Азии. Под ред. акад. РАН Н.С. Касимова. – М.: Географический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008.
10. Bonnett, M. 1999. Education for Sustainable Development: A coherent philosophy for environmental education? // Cambridge Journal of Education, Vol. 29 (3): 313-324.
11. Higher education and sustainable development / B. Scott and S. Gouph. – London: Routledge, 2007
12. Mazurov Yu.L., Tikunov V.S. Teaching the course on ‘sustainable development’ within the ‘ecology and nature management’ profile of training // International Journal Environment and Sustainable development. 2005, Vol. 4, No. 1, pp. 67-77.
13. Constanza, R. (Ed.). 1991. Ecological economics: The science and management for sustainability. – New York: Columbia University Press.
14. Scott, Willam and Stephen Gough. 2003. Sustainable Development and Learning: Framing the Issues. RoutlegeFalmer, London and New York.
15. Scott, Willam and Stephen Gough (Eds). 2004. Key Issues in Sustainable Development and Learning. RoutlegeFalmer, London and New York.

Ю.Л. Мазуров,

МГУ имени М.В. Ломоносова, географический ф-т

Версия для печати

Полезные ресурсыФотогалереяСотрудникам

Основные образовательные программы

Подготовка бакалавров и магистров по следующим образовательным программам Подробнее 

Дополнительное образование

Предлагаем программы дополнительного образования в сфере устойчивого развития, экологии, рационального природопользования, ... Подробнее