Географический факультет МГУ
   сегодня 3 декабря / пятница / неделя нижняя
Выберите кафедру  
 

ПРИГЛАШАЕМ НА ЗАСЕДАНИЕ СЕМИНАРА "КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ"

12.11.2021

ПРИГЛАШАЕМ НА ЗАСЕДАНИЕ  СЕМИНАРА "КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ"

Семинар «Культурный ландшафт» и комиссия по культурной географии Московского городского отделения РГО приглашают на 320-е заседание, которое состоится 17 ноября 2021 г. в 17:15 в режиме онлайн. С докладом «"Изнанка города": маргинальные ландшафты и современная визуальная культура» выступит О.А. Лавренова (Институт научной информации по общественным наукам РАН, НИТУ МИСиС, ГИТР). 

Подключиться к конференции Zoom

https://us02web.zoom.us/j/6434991691?pwd=Z3ExWjU3bkMxL2VJVjlyRkxsNzFEQT09

Идентификатор конференции: 643 499 1691
Код доступа:  963298
Важно: при входе в конференцию обязательно указывайте ФИО, анонимные участники не будут допущены к семинару.

Тезисы 

Тема людей, выброшенных на обочину жизни, рассматривается в двойном фрейме – в контексте организации пространства города и в контексте современной визуальной культуры (художественных фильмах, видео- и фото- блогах, в роликах популярных YouTube-каналов). Наиболее раскрученный в современных медиа тип маргинального ландшафта – трущобы. Инаковость этих пространств всегда была поводом для интереса и любопытства, «глазения» – интерпретации, восприятия и использования их как зрелища.  В современной масскультуре особенно популярна «натура» трущоб глобального Юга. Про них сняты гиперпопулярные игровые фильмы, такие как «Миллионер из трущоб», и это вызвало новое культурное явление – массовый трущобный туризм, который представляется неоднозначным явлением с этической точки зрения, но с точки зрения визуальной культуры – это возведение вуайеризма в ранг искусства и повседневной практики. Второй тип городских маргинальных ландшафтов – локальные «инвазии» в благопристойное и инстуциализированное пространство города. Этот тип в искусстве является «натурой» для психологической драмы на тему лишних людей. Особенности национального самосознания наиболее ярко проявляются именно с изнаночной его стороны. Японские городки бездомных, не чуждые порядку и эстетике, встроенные в центральные и вполне благополучные районы, совершенно противоположны российским реалиям – хаосу, уходу от норм и в подполье. Классические фильмы, посвященные этой проблематике – «Додэскаден» А. Курасавы, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Леди в фургоне» Н. Хайтнера – моделируют эти изнаночные пространства и их особенности, свойственные национальной культуре. Большой популярностью сейчас пользуются YouTube-каналы о жизни бомжей, которые снимают реальных персонажей на реальных местах их обитания, вводя маргинальные пространства в ранг востребованной визуальной культуры. Такой тип визуализации провоцирует иное культурное явление – восприятие маргинальных локусов и их обитателей как интерактивного перформанса. Тип интерактивности может быть разным – от нападений до братаний, от моральных нотаций до благотворительности. Гипервизуализация и эстетизация социальных язв, как ни странно, способствует их социальной невидимости. Эта проблема, которую уже никто не собирается решать, она стала частью современной культуры, имеющей свое философское и эстетическое обоснование, – и это своего рода ее оправдание.

 





Возврат к списку

Версия для печати

Полезные ресурсыФотогалереяСотрудникам

Дополнительное образование

Предлагаем программы дополнительного образования в сфере устойчивого развития, экологии, рационального природопользования, ... Подробнее 

Диссертации

Информация о диссертационных советах МГУ по географическим наукамПодробнее