Географический факультет МГУ
   сегодня 24 ноября / пятница / неделя нижняя
Выберите кафедру  
 

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ГЕОГРАФИЯ В РОССИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА

14.09.2017

В ходе работ по грантовому проекту Русского географического общества «Будущее университетской географии в России: направления модернизации высшего образования с учетом мировых тенденций» (исполнитель – Географический факультет МГУ) было проведено анкетирование преподавателей, студентов и выпускников российских вузов, где ведется подготовка географов и специалистов смежных направлений (экологич и природопользование, картография и геоинформатика, туризм и т.п. Зимой и летом 2017 г. с помощью сервиса Google Формы для бесплатных онлайн-опросов проводилось анкетирование студентов бакалавриата и магистратуры и выпускников (всего получено соответственно 983 и 1023 анкеты). Опрос преподавателей проводился проведён во время профильных научных конференций, проходивших в городах Грозный и Смоленск осенью 2016 г. (всего заполнено 70 анкет). Всего на вопросы трех анкет – для студентов, выпускников и для преподавателей ответили 2 076 человек.

Рисунок 1 — Ответы на вопрос: «Какие кафедры географического профиля имеются в вашем вузе»?

   Специализация по направлениям обучения, как правило, определяется уже при поступлении (около половины ответов), треть респондентов отмечает, что это происходит после одного года обучения, 16 % — после второго года обучения (рисунок 2). Самые разнообразные направления подготовки географов встречаются как в классических и федеральных вузах, так и в университетах, созданных на базе педагогических вузов.

Рисунок 2 — Ответы на вопрос: «На каком году обучения определяется в вашем вузе специализация будущих выпускников-географов?»

   В анкетировании студентов факультетов, готовящих географов и специалистов смежных профилей, приняли участие представители 35 российских вузов, а в анкетировании выпускников-географов — окончившие 56 вузов. Больше всего ответов  получено от студентов и выпускников Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Тюменского государственного университета, Пермского государственного национального исследовательского университета, Санкт-Петербургского государственного университета и Северо-Кавказского федерального университета (рисунок 3).


Рисунок 3 — Распределение ответов на анкеты по субъектам Российской Федерации

  Студентам и выпускникам-географам задавались вопросы о причинах выбора ими направления обучения (или специальности), им предлагалось также оценить качество полученного образования и свою конкурентоспособность на рынке труда. Очень многие ныне обучающиеся студенты в качестве причины выбора географической специальности указала «люблю путешествовать» (30,0 %) и «повлиял школьный учитель» (21,0 %). Кроме того, важной причиной оказалась «возможность получить одновременно естественно-научное и гуманитарное образование».

Большинство респондентов, которые в настоящее время учатся в вузе, довольны качеством обучения (81,0 %, рисунок 4). Выпускники ещё больше удовлетворены полученным образованием: положительно на вопрос о его качестве ответили 91,3 % респондентов.

Рисунок 4 — Степень удовлетворённости студентов качеством получаемого образования

Во всех трёх видах анкет задавался вопрос о востребованности географов на рынке труда. Более 40 % преподавателей оценили уровень востребованности и бакалавров, и магистров как  «ниже среднего», и только треть — как «выше среднего» (рисунок 5).


Рисунок 5 — Востребованность выпускников бакалавриата и магистратуры по географии и сходным с ней направлениям подготовки на рынке труда по мнению преподавателей вузов

Чуть больше половины ответивших на вопросы анкеты студентов считают, что учебная и производственные практики помогут им в будущей работе. Однако ответы выпускников показывают, что чем дольше работает выпускник-географ, тем больше он ценит знания и навыки, полученные в ходе производственной практики (рисунок 6).


Рисунок 6 — Ответы на вопрос: «Помогла ли производственная практика в вашей будущей работе? (по горизонтали указан стаж работы респондентов-выпускников)»


Авторы текста:, с.н.с. каф. социально-экономической географии зарубежных стран Д.С. Елманова, зав. кафедрой социально-экономической географии зарубежных стран А.С. Наумов,  выпускник кафедры А.С. Хусаинова, аспирант каф. картографии  и геоинформатики А.Л.  Энтин 



Возврат к списку

Версия для печати

Полезные ресурсыФотогалереяСотрудникам

Диссертации

Информация о предстоящих защитах диссертаций на соискание ученой степени кандидата, доктора географических наукПодробнее 

Публикации

Здоровье населения России: влияние окружающей среды в условиях изменяющегося климата
Аптикаева О.М., Гамбурцев А.Г., Гамбурцева Н.Г., Горбаренко Е.В., и др.
2014. Подробнее Все 

Дополнительное образование

Предлагаем программы дополнительного образования в сфере устойчивого развития, экологии, рационального природопользования, ... Подробнее