Географический факультет МГУ
   сегодня 21 сентября / четверг / неделя верхняя
Выберите кафедру  
 

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ГЕОГРАФИЯ В РОССИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА

14.09.2017

В ходе работ по грантовому проекту Русского географического общества «Будущее университетской географии в России: направления модернизации высшего образования с учетом мировых тенденций» (исполнитель – Географический факультет МГУ) было проведено анкетирование преподавателей, студентов и выпускников российских вузов, где ведется подготовка географов и специалистов смежных направлений (экологич и природопользование, картография и геоинформатика, туризм и т.п. Зимой и летом 2017 г. с помощью сервиса Google Формы для бесплатных онлайн-опросов проводилось анкетирование студентов бакалавриата и магистратуры и выпускников (всего получено соответственно 983 и 1023 анкеты). Опрос преподавателей проводился проведён во время профильных научных конференций, проходивших в городах Грозный и Смоленск осенью 2016 г. (всего заполнено 70 анкет). Всего на вопросы трех анкет – для студентов, выпускников и для преподавателей ответили 2 076 человек.

Рисунок 1 — Ответы на вопрос: «Какие кафедры географического профиля имеются в вашем вузе»?

   Специализация по направлениям обучения, как правило, определяется уже при поступлении (около половины ответов), треть респондентов отмечает, что это происходит после одного года обучения, 16 % — после второго года обучения (рисунок 2). Самые разнообразные направления подготовки географов встречаются как в классических и федеральных вузах, так и в университетах, созданных на базе педагогических вузов.

Рисунок 2 — Ответы на вопрос: «На каком году обучения определяется в вашем вузе специализация будущих выпускников-географов?»

   В анкетировании студентов факультетов, готовящих географов и специалистов смежных профилей, приняли участие представители 35 российских вузов, а в анкетировании выпускников-географов — окончившие 56 вузов. Больше всего ответов  получено от студентов и выпускников Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Тюменского государственного университета, Пермского государственного национального исследовательского университета, Санкт-Петербургского государственного университета и Северо-Кавказского федерального университета (рисунок 3).


Рисунок 3 — Распределение ответов на анкеты по субъектам Российской Федерации

  Студентам и выпускникам-географам задавались вопросы о причинах выбора ими направления обучения (или специальности), им предлагалось также оценить качество полученного образования и свою конкурентоспособность на рынке труда. Очень многие ныне обучающиеся студенты в качестве причины выбора географической специальности указала «люблю путешествовать» (30,0 %) и «повлиял школьный учитель» (21,0 %). Кроме того, важной причиной оказалась «возможность получить одновременно естественно-научное и гуманитарное образование».

Большинство респондентов, которые в настоящее время учатся в вузе, довольны качеством обучения (81,0 %, рисунок 4). Выпускники ещё больше удовлетворены полученным образованием: положительно на вопрос о его качестве ответили 91,3 % респондентов.

Рисунок 4 — Степень удовлетворённости студентов качеством получаемого образования

Во всех трёх видах анкет задавался вопрос о востребованности географов на рынке труда. Более 40 % преподавателей оценили уровень востребованности и бакалавров, и магистров как  «ниже среднего», и только треть — как «выше среднего» (рисунок 5).


Рисунок 5 — Востребованность выпускников бакалавриата и магистратуры по географии и сходным с ней направлениям подготовки на рынке труда по мнению преподавателей вузов

Чуть больше половины ответивших на вопросы анкеты студентов считают, что учебная и производственные практики помогут им в будущей работе. Однако ответы выпускников показывают, что чем дольше работает выпускник-географ, тем больше он ценит знания и навыки, полученные в ходе производственной практики (рисунок 6).


Рисунок 6 — Ответы на вопрос: «Помогла ли производственная практика в вашей будущей работе? (по горизонтали указан стаж работы респондентов-выпускников)»


Авторы текста:, с.н.с. каф. социально-экономической географии зарубежных стран Д.С. Елманова, зав. кафедрой социально-экономической географии зарубежных стран А.С. Наумов,  выпускник кафедры А.С. Хусаинова, аспирант каф. картографии  и геоинформатики А.Л.  Энтин 



Возврат к списку

Версия для печати

Полезные ресурсыФотогалереяСотрудникам

Диссертации

Информация о предстоящих защитах диссертаций на соискание ученой степени кандидата, доктора географических наукПодробнее 

Публикации

Статистика туризма
Александрова А.Ю., Соболева Е.А., Цапук Д.А., Новиков В.С.
2014. Подробнее Все 

Дополнительное образование

Предлагаем программы дополнительного образования в сфере устойчивого развития, экологии, рационального природопользования, ... Подробнее