Географический факультет МГУ
   сегодня 25 января / вторник / неделя нижняя
Выберите кафедру  
 

Концепция ОУР


  • Формирование концепции

В настоящее время практически повсеместно в мире признано, что в достижении устойчивого развития ведущую роль предстоит сыграть образованию, прямо называемому во многих документах ООН «решающим фактором перемен». Широкое признание образования и тесно связанных с ним воспитания и просвещения в качестве решающего фактора перехода к устойчивому развитию обусловили появление на рубеже столетий нового цивилизационного феномена, названного образованием для устойчивого развития (ОУР). Названный феномен стал естественным развитием концепции устойчивого развития, предложенной в 1987 г. МКОСР под руководством Г.Х. Брундтланд и принятой в 1992 г. на ВКОСР в Рио-де-Жанейро в качестве глобальной стратегии развития.

Абсолютное большинство стран мира заинтересованно восприняло идеи новой образовательной парадигмы и активно участвует в настоящее время в объявленном ООН Десятилетии образования для устойчивого развития (2005-20014 гг.). Это участие проявляется в различных формах и отражает специфику отдельных стран, исторические особенности развития систем образования, приоритеты национальной политики и другие факторы.

Национальная система образования России была в числе первых в мире, откликнувшихся на инициативы ООН по продвижению ОУР в практику преподавания, обучения, просвещения и воспитания. Первые российские проекты в этой сфере начали осуществляться еще в конце ХХ столетия. В результате усилий образовательного сообщества страны были сформированы научные основы ОУР, получившие широкое признание и одобрение как в России, так и за рубежом. Наша страна стала признанным лидером в сфере ОУР на постсоветском пространстве и приобрела высокий авторитет в этой области в странах дальнего зарубежья. Россия активно участвует в продвижении ОУР на мировых аренах.
МГУ и его географический факультет на протяжении многих лет выполняют функции координатора усилий по продвижению ОУР в высшей школе России. Предлагаемые на сайте материалы отражают этот процесс. Особое место среди них занимают выступления студентов на WEB-семинаре по проблематике устойчивого развития, проводящемся ежегодно на географическом факультете.

В конце 60-х гг. Римский клуб поставил целью исследовать ближайшие и отдаленные последствия крупномасштабных решений, связанных с выбранными человечеством путями развития. На основе системного подхода и при использовании методов компьютерного моделирования группа ученых под руководством Д.Медоуза провела исследования по изучению основных пяти глобальных процессов: индустриализации, роста численности населения, нехватки продуктов питания, истощению запасов невозобновимых ресурсов, деградации природной среды. Результаты исследования были опубликованы в 1972 г. в первом докладе Римскому клубу под названием "Пределы роста".

Доклад "Пределы роста", разошедшийся более чем в пяти миллионах экземпляров, положил начало целому ряду докладов Римскому клубу, в которых получили глубокую разработку вопросы, связанные с экономическим ростом, развитием, обучением, последствиями применения новых технологий, глобальным мышлением. В 1992 г. Медоуз и его помощники выпустили новую книгу "За пределами роста", где в старую модель были введены данные за последние 20 лет. И выяснилось, что основные выводы первого доклада не поменялись, а экологическая ситуация на Земле стала ещё более критической. "За пределами роста" включает модель устойчивого развития, которая предусматривает вложение средств в социальную сферу и услуги, планирует изменение культуры, менталитета, повышение уровня жизни населения и общего уровня развития. Исследования Д.Медоуза послужили толчком к развитию научного интереса к глобальным проблемам человечества.

В 1984 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла решение о создании международной комиссии по окружающей среде и развитию, которая должна была подготовить соответствующий доклад для ООН. Эта комиссия ученых и общественных деятелей из разных стран под председательством госпожи Г. Х. Брунтланд (Норвегия) подготовила доклад "Наше общее будущее", где впервые была выдвинута концепция устойчивого социально-экономического развития в равновесии с окружающей средой (sustainable development). Её основная суть заключалась в следующем: человеческое общество посредством производства, демографических процессов и других сил создает слишком сильное давление на экосферу нашей планеты, ведущей к её деградации, лишь немедленный переход на путь устойчивого развития позволит удовлетворить существующие потребности, обеспечив при этом будущим поколениям такую же возможность.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро была проведена конференция по окружающей среде и развитию. По числу глав государств она была самой представительной среди всех конференций ООН. В Рио-де-Жанейро была принята всеобъемлющая программа действий, так называемая "Повестка дня на ХХI век", где сделан основной вывод: "Мы способны согласовать деятельность человека с законами природы и добиться всеобщего процветания". Условием устойчивого развития является достижение устойчивости в развитии и сохранности четырех основных капиталов, которыми обладает человечество: природного, производственного (материально- финансового), человеческого и общественного (социального). Предложения ООН включали рекомендации по созданию центров обеспечения устойчивого развития, учреждению Глобального фонда охраны мест обитания, формированию правовой основы защиты фауны и флоры, разработке и ратификации многосторонних природоохранных соглашений, анализу современного негативного экологического и социального развития, поддержке сохранению культуры и самобытности коренных народов и т.п.

Версия для печати

Полезные ресурсыФотогалереяСотрудникам

Дополнительное образование

Предлагаем программы дополнительного образования в сфере устойчивого развития, экологии, рационального природопользования, ... Подробнее 

Диссертации

Информация о диссертационных советах МГУ по географическим наукамПодробнее